МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Шатракасинская основная общеобразовательная школа»
ДОРОЖНАЯ КАРТА
ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ООО
(ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
С 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА
д. Шатракасы
2014 Г.
ШАГ 1
Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы
ШАГ 2
Определение изменений и дополнений в образовательную систему школы
ШАГ 3
Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений
ШАГ 4
Разработка плана-графика изменения дополнений образовательной системы начальной ступени
ШАГ 5
Контроль за реализацией запланированных изменений в образовательной системе школы
Реализация шага №1 дорожной карты введения ФГОС
Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы
Шаг №1 позволяет: определить состав и руководителей совета и рабочей группы по внедрению ФГОС; определить порядок работы совета и рабочей группы; провести текущую теоретическую подготовку по внедрению ФГОС членов совета и рабочей группы.
Совет обеспечивает координацию действий всего педагогического коллектива, отвечает за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса, утверждает проекты, планы-графики изменений, стимулирует деятельность работников, разрешает возможные конфликты.
Рабочая группа может формировать временные микрогруппы (проектные группы) для решения конкретных задач.
Члены совета и рабочей группы не могут приступить к работе, если они недостаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. Они должны пройти профессиональную переподготовку для его внедрения.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Создание Координационного совета, обеспечивающего координацию действий коллектива школы и отвечающего за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса |
январь 2014 |
2. |
Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС |
январь 2015-август 2015 |
3. 1. |
Организация изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС основного общего образования членами совета педагогическим коллективом школы. |
в течение 2014-2015 учебного года |
4. 2. |
Мониторинг уровня готовности основной школы к введению ФГОС |
Май 2014 г. |
5. 3. |
Создание рабочей группы в составе педагогов-предметников, классных руководителей 5-х классов, руководителей структурных подразделений с целью выработки новых нестандартных решений в рамках введения ФГОС для среднего звена основной школы . |
Май 2014 г. |
6. |
Изучение уровня готовности учителей к введению ФГОС ООО |
апрель |
7. 4. |
Обеспечение профессиональной переподготовки администрации школы, педагогов-предметников, классного руководителя 5 класса по внедрению ФГОС |
в течение года |
8. |
Обеспечение участия членов рабочей группы в семинарах, конференциях и других мероприятиях по введению ФГОС ООО |
Поэтапно в течение года |
9. 5. |
Разработка и утверждение плана работы по введению ФГОС |
июнь 2015 г. |
Реализация шага №2 дорожной карты введения ФГОС
Определение изменений и дополнений, вносимых в образовательную систему
На этом этапе работы совет должен получить ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?» Для этого совету необходимо определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.); в учебном плане.
В результате этой работы должен быть создан перечень необходимых изменений и дополнений в элементах образовательной системы средней ступени образовательного учреждения.
При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить: какие из них ранее не ставились; какие ставились, но не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием учебных и внеучебных программ, используемыми технологиями.
Особо следует обратить внимание на то, что изменения в содержании программ обусловлены как изменениями в предметных целях, так и в надпредметных целях, которые необходимо включать для этого в учебную программу в качестве отдельных модулей. Внимательно нужно отнестись к изучению вопроса проектирования универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Изучение примерной программы по предмету должно повлечь за собой изменение технологии работы учителя.
Рекомендуется использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий, активных форм обучения (организация работы в группах).
Таким образом, первым результатом шага №2 по определению необходимых изменений и дополнений в образовательной системе школы должен быть список: изменений в учебных программах, новых программ по предметам; изменений в образовательных технологиях, введение новых технологий, изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов; изменений для создания системы внеучебной деятельности, поддерживающей процесс обучения.
Вторым результатом шага №2 является новый проект образовательного плана средней ступени школы.
Далее совет школы должен определить свои ресурсные возможности (информационно-методические, материально-технические, кадровые) для обеспечения изменений образовательной системы. Нужно обязательно использовать образовательный, кадровый, материальный потенциал средней и старшей школы для проводимых изменений.
№ п/п. |
Мероприятия |
Сроки | |
Организационное обеспечение введения ФГОС | |||
1. |
Приведение нормативной базы школы в соответствие с требованиями ФГОС ООО . |
Сентябрь 2015 г. | |
2. |
Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования |
Март - сентябрь 2015 г. | |
3. |
Разработка проекта Образовательной программы школы |
Январь – май 2015 г. | |
4. |
Организация обсуждения примерной основной образовательной программы основного общего образования в рамках ФГОС второго поколения с последующим обсуждением с учителями предметниками и классным руководителем 5 класса. |
Июнь 2014 г. | |
5. |
Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС |
Май 2015 г. | |
6. |
Определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся. |
Май – сентябрь 2015 г. | |
7. |
Определение метапредметных навыков обучающихся по итогам каждой четверти |
В течение уч. года | |
8. |
Мониторинг сформированности навыков обучающихся по результатам каждой четверти |
По отдельному графику 1 раз в четверть. | |
9. |
Определение форм поощрения сотрудников за полученные результаты в рамках ФГОС ООО |
| |
Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС | |||
1. |
Расчёт потребностей в расходах образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ООО |
Август 2015 г. | |
2. |
Организация работ по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы |
Сентябрь 2015 г. | |
3. |
Приведение в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения |
Сентябрь 2015 г. | |
Информационное обеспечение введения ФГОС | |||
1. |
Размещение информации о ходе введения ФГОС ООО на страницах сайта школы и стендах школы |
Постоянно | |
2. |
Внесение информации о ходе введения в ФГОС ООО в Публичный отчет школы |
Июль-август 2015 г. | |
Кадровое обеспечение введение ФГОС | |||
1. |
Осуществление повышения квалификации всех учителей основной школы |
Поэтапно | |
Материально – техническое обеспечение введения ФГОС | |||
1. |
Оборудование классных кабинетов для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО |
Август 2015 г. | |
2. |
Проведение работ по укреплению материально-технической базы |
Постоянно | |
Реализация шага №3 дорожной карты введения ФГОС
Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений
Этот шаг дает возможность увидеть полностью все изменения на этапе основного образования как в самом обобщенном виде, то есть через изменения учебного плана, так и конкретизированными по отдельным предметам, технологиям, формам контроля, программам воспитательной работы, ресурсам. Каждая проектная группа, за которой закреплены определенные темы, должна спроектировать эти изменения и создать свой единичный проект изменений. Теперь надо понять, кто, где, как будет осуществлять все эти изменения.
Задача совета состоит сейчас в том, чтобы обеспечить полноту и связность всех единичных проектов. Связь между проектами состоит в передаче результата, получаемого одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного эффекта.
Результатом шага №3 является создание сводной программы изменений и дополнений образовательной системы средней ступени образовательного учреждения, соответствующей новым ФГОС ООО.
№ п/п |
Единичные проекты по Реализации ФГОС в период «пилотирования» / Наименование мероприятий |
Ожидаемые Результаты (продукты, услуги) |
Ответственные, Руководители проектных групп, ответственные |
|
1. |
Разработка программы формирования у обучающихся УУД |
Паспорт-алгоритм, программы формирования у обучающихся УУД |
Научный руководитель, заместитель директора по УВР |
|
2. |
Разработка предметных образовательных программ |
Рабочие образовательные программы по предметам |
Руководители ШМО |
|
3. |
Разработка модели внеурочной деятельности |
Модель внеурочной деятельности, программы курсов внеурочной деятельности |
Заместитель директора по УВР |
|
4. |
Разработка планируемых результатов (5 класс) |
Раздел ООП ООО |
Руководители ШМО |
|
5. |
Разработка учебного плана |
Учебный план |
Заместитель директора по УВР |
|
6. |
Разработка программы духовно-нравственного развития и воспитания |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания |
Заместитель директора по УВР |
|
7. |
Разработка программы формирования культуры здорового образа жизни |
Программа формирования культуры здорового образа жизни |
Заместитель директора по УВР, учитель ОБЖ |
|
8. |
Разработка системы оценки планируемых результатов освоения программы основного общего образования (5 класс) |
Раздел ООП ООО |
Руководители ШМО |
|
Реализация шага №4 дорожной карты введения ФГОС
Разработка плана-графика изменений и дополнений образовательной системы средней ступени
Единичные проекты по Реализации ФГОС в период «пилотирования» / Наименование мероприятий |
Годы и месяцы | |||||||||||||||
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год | |||||||||||||||
04 |
05 |
06 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
08 | ||
Разработка основной образовательной программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Разработка программы формирования у обучающихся УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Разработка предметных образовательных программ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Разработка модели внеурочной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Разработка планируемых результатов (5 класс) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Разработка учебного плана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Разработка программы духовно-нравственного развития и воспитания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Разработка программы формирования культуры здорового образа жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Разработка системы оценки планируемых результатов освоения программы основного общего образования (5 класс) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
План-график реализации изменений и дополнений образовательной системы основной школы - это временная модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы средней ступени школы необходимо согласовать по срокам все единичные проекты, обеспечив их общую скоординированность.
Таким образом, в результате шага №4 мы получаем: сроки начала и окончания реализации единичных проектов; сроки реализации программы изменений и дополнений в целом
Реализация шага №5 Дорожной карты по введению ФГОС
Контроль за реализацией запланированных изменений в образовательной системе школы
№ |
Объект контроля |
Субъект контроля |
Сроки |
Методы сбора информации |
1. |
Степень освоения педагогами новой образовательной программы |
Зам.дир по УВР, руководитель рабочей группы, |
август сентябрь 2015г |
собеседование с педагогами, изучение документации, тестирование |
2. |
Степень обеспеченности необходимыми материально – техническими ресурсами |
Зам.дир по УВР, директор, |
Август 2015 г; 2-3 раза в год |
изучение документации, рейд по кабинетам |
3. |
Проект Образовательной программы |
директор школы , Зам.дир , руководители ШМО , члены рабочей группы |
июнь 2015 г. |
изучение документации, семинар, педсовет, собеседования |
4. |
Разработка предметных образовательных программ; |
руководители ШМО |
Август 2015 г |
изучение документации, собеседования |
5. |
Разработка модели внеурочной деятельности; |
Зам. дир по УВР |
Август 2015 г |
изучение документации |
6. |
разработка планируемых результатов; |
Зам.дир по УВР |
Август 2015г |
изучение документации |
7. |
Разработка учебного плана; |
директор школы |
Август 2015 |
изучение документации |
8. |
Разработка программы духовно-нравственного развития воспитания и развития; |
Зам. дир по УВР |
Август 2015 |
изучение документации |
9. |
Разработка программы формирования культуры здорового образа жизни; |
Зам. дир по УВР |
Август 2015 |
изучение документации |
10. |
Разработка системы оценки планируемых результатов освоения программы основного образования |
Зам дир по УВР, руководители ШМО |
Август 2015 |
изучение документации |
11. |
Приведение нормативной базы школы в соответствие с требованиями ФГОС |
завуч, директор |
Август |
изучение документации |
12. |
Определение метапредметных навыков обучающихся по итогам каждой четверти |
завуч, руководители Ш МО |
В течение уч.г. |
изучение документации, собеседование |
13. |
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся на основе результатов диагностического мониторинга |
завуч, руководители ШМО , |
Октябрь |
изучение документации, собеседование |
14. |
Мониторинг сформированности навыков обучающихся по результатам каждой четверти |
завуч, руководители ШМО, |
по графику |
квалиметрия |
15. |
Организация работ по выполнению методических рекомендаций по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы. |
директор школы |
сентябрь |
изучение документации |
16. |
Осуществление повышения квалификации учителей - предметников |
завуч, руководители ШМО |
По графику |
|
17. |
Проведение работ по укреплению материально-технической базы школы |
Директор |
поэтапно |
постоянно |