Смирнов Г.В.
учитель технологии , ИЗО, черчения
Шатракасинская ООШ
Моргаушского района
Воспитание гармонически развитого человека средствами искусства не мыслится без приобщения к искусству родного края, земли, где он родился и живет. Разнообразные произведения народного декоративно- прикладного искусства, самодеятельного и профессионального творчества своего народа, пробуждают самые сокровенные, самые дорогие и светлые чувства и эмоции человека.
Значительное место в чувашском народном искусстве занимает художественная обработка дерева. Резьба по дереву, как орнаментация деревянных бытовых и ритуальных предметов, была известна чувашам издавна. Тогда резчики не имели каких-либо сложных технических приспособлений. В музейных коллекциях хранятся весьма интересные образцы старинной контурной резьбы по дереву, где орнамент выполнен с помощью лишь одного ножа.
Наряду с контурной резьбой при орнаментации деревянных предметов распространение имела глухая трёхгранно-выемчатая резьба в её простейших формах – в виде нарезок с углублениями. Ею украшали орудия производства (прялки, швейки, ткацкий стан и др), упряжь (хомуты, дуги ), утварь, предметы домашнего обихода.
В орнаментации предметов утвари чуваши зачастую практиковали и более сложную по технике резьбу, как например, скульптурную. В качестве образцов такого рода резьбы, типичных для чувашского народного искусства, следует указать на резные «алтăр»
( деревянные ковши ) и «сăра курки» (черпаки), употреблявшиеся для разливания пива на свадьбах, поминках и при исправлении некоторых других обрядов.
В чувашской этнографии представлен очень широкий ассортимент ковшей. Существует несколько разновидностей: алтăр- большой ковш для хозяйственных целей и ритуалов; курка ( кĕреке курки) – малый ковш, употребляемый в различных обрядах и празднествах;
çăпала (ăскăç,ăскăч) -ковш для хозяйственных нужд, половник; çавра курки – ковш настольный.
Если курка изначально предназначался для ритуальных целей и потому так обильно декорировался, то çавра курки декоративен еще и из-за занимаемого им видимого места на столе. Остальные виды ковшей носят больше утилитарный характер и потому не имеют декорировку.
Богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев через творческие проекты учащихся художественное наследие возвращается в наши дома, как декоративное украшение интерьера, как оригинальные сувениры, которые разлетаясь по стране и миру, становятся визитной карточкаой чувашской художественной культуры.
На урока по технологии и в кружке по художественно обработке дерева в творческих проектах изделия оформляем в чувашском национальном стиле. Раньше наши изделия ни чем не отличались от работ других кружков. Теперь у наших изделий появилась отличительна черта, нас стали узнавать и отмечать. Если мы раньше делали различные разделочные доски и наборы, шкатулки, украшенные контурной, геометрической резьбой, то сейчас украшаем изделия с использованием национального узора, учитываем национальный характер изделий.
При изготовлении изделий применяем забытые ранее материалы, как наросты- капы. Их можно встретить на березе и осине, ольхе и дубе, липе, иве и даже ели. По форме капы бывают круговые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие только с одной стороны дерева. Тот , что на стволе, называют стволовым капом, а у корня- корневым. На поверхности капа в большом количестве расположены почки, представляющие собой небольшие полусферические бугорки. Текстурный его рисунок на срезе- это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. Изделия из капа ценились в прошлом. Они необыкновенно красивы, при обработке не трескаются, не коробятся, не разбухают и не ссыхаются. Некоторые проекты ученики выполняли с использованием этого материала. Моими учениками были разработаны и выполнены такие творческие проекты: «Сувенирные ковши» и «Коробочки», «Шкатулки» (с использованием в качестве материала нарост березы) , «Чувашские шахматы», «Светильник в чувашском национальном стиле для оформления интерьера», «Шкатулка в честь 60- лития Моргушского района» и др. Мы постоянно работам над совершенствованием выполнения резьбы, учимся выполнять более трудный вид резьбы. Если раньше выполняли преимущественно контурную, геометрическую резьбу, то сейчас применяем плоскорельефную, скульптурную.
Главная цель образовательной области «Технология»- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. В связи с этой целью
в школе был организован магазин, где дети могут проследить процесс с момента изготовления своего изделия и до продажи. Выставляя свои изделия, ученики видят недостатки и преимущества, учатся оценивать.
В достижении поставленной мной цели по раскрытию творческих способностей и их развитию у учащихся при художественной обработке древесины огромную роль играют изделия народных мастеров. Уроки технологии с использованием таких изделий формируют эстетическое восприятие у школьников, позволяют вооружать учащихся наряду с техническими знаниями и нравственным потенциалом, развивать у них трудовые умения и навыки.
Для учителя предметника немаловажную роль играет то, что ты умеешь сам, как ты реализуешь свой творческий потенциал вне урока и школы. По мере своих возможностей я старюсь выполнять изделия творческого характера: пишу картины, занимаюсь резьбой и росписью, участвую в разных конкурсах и выставках районного, республиканского масштаба. Дети, видя мои работы при выполнении своих проектов, стараются использовать эти элементы в свих изделиях. Получается так, что они учатся у меня, а я, обучая их, учусь сам.
Литература:
1. Меджитова Э.Д. Трофимов А.А. Чувашское народное искусство.- 1981.
2. Никитин Г. А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство Чуваш. издательство.- 1960.
3. Мадуров Д.Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во,- 2004.
4. Изготовление изделий из капа. Школа и производство № 1. -2004. С -49.