Информационная безопасность



Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики  в целях профилактики мошенничества среди несовершеннолетних, повышения уровня цифровой грамотности у детей и молодежи рекомендует ознакомиться с видеоматериалами по  ссылке  - https://digital-likbez.datalesson.ru/


Работа с персональными данными

ТИПОВОЙ СВОД ПРАВИЛ по обеспечению информационной безопасности при осуществлении информационного взаимодействия 

Памятка Правила безопасной работы на компьютере

Планы мероприятий по  обеспечению информационной безопасности обучающихся

Приказ о назначении ответственных за информационную безопасность

Локальные акты по информационной безопасности, в том числе об условиях допуска детей на зрелищные мероприятия

УОС МВД России принимаются дополнительные меры, направленные на профилактику преступлений в сфере компьютерной информации, телефонных и банковских мошенничеств.

В настоящее время Банком России разработаны информационно-просветительские материалы (видеоролики, плакаты, брошюры, лифлеты) по актуальным темам финансовой грамотности населения.

📝ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЕТЯМ ОБ ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИКАХ: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ.
Интернет-мошенничество - одна из самых актуальных проблем общества.
Даже программа родительского контроля, установленная на смартфоне или компьютере, не всегда может уберечь детей от обманщиков.
Вот несколько правил, которые помогут не попасться на их уловки.
📌В любой непонятной ситуации нужно посоветоваться с родителями или взрослыми, которым ребёнок доверяет!
📌Не добавлять незнакомых взрослых в друзья! Первое, чему мы учим детей: никогда не говори с незнакомцами! Это правило действует и в интернете.
📌Не сообщать личную информацию!
Расскажите детям, что такое персональные данные, и попросите не сообщать эту информацию никому!
📌Не скачивать программы с сомнительных сайтов!
При помощи вируса персональные данные могут оказаться у злоумышленников!
📌Не переходить по подозрительным ссылкам!
📌Ничего не оплачивать в Интернете!
Договоритесь с ребёнком, что платежи в интернете нужно согласовывать со взрослыми.
📌Не ставить геометки под фото!
📌Не верить в быстрый и лёгкий заработок!
Работодатель не попросит перевести деньги перед оформлением на работу. Нельзя верить предложениям заработать много денег сразу, практически ничего не делая!
📌Не доверять сообщениям о крупном выигрыше!
📌Перепроверять сообщения о помощи от друзей, родственников!
Посоветуйте ребёнку связаться по телефону с человеком, со странички/номера которого пришло сообщение, чтобы выяснить наверняка, нужны ли ему деньги.
📌Не верить всему, что пишут в сообщениях!
"Пополнял счёт и ошибся номером. Верните, пожалуйста, деньги"- многие из нас получали смс такого содержания. Расскажите детям об этой схеме мошенничества!
📍📍📍И ещё один полезный ресурс для родителей👇
" Как защитить ребёнка от рисков в интернете: онлайн-курс для родителей". В видеоуроках взрослые погрузятся в особенности и специфику каждого риска, услышат советы психолога, познакомятся с оценкой экспертов, мерами защиты и степенью их эффективности и многое другое  https://internetforkids.ru/projects/kak-zashchitit-re..

Телефонное мошенничество
Телефонное мошенничество получило развитие с начала 2000-х годов, когда сотовый телефон стал массовым и доступным.
В настоящее время, когда широко используются мобильные телефоны и личный номер может быть у всех, от десятилетнего ребёнка до восьмидесятилетнего пенсионера, случаи телефонного мошенничества растут с каждым годом.
Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые или доверчивые люди. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.

Обман по телефону: родственник попал в беду, требование выкупа.
Звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. Это может быть ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство.
Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку. Цена вопроса от тысячи рублей до 30 тыс. долларов США.
В организации обмана по телефону с требованием выкупа могут участвовать несколько преступников. Звонящий может находиться как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется. Если жертва преступления поддалась на обман и согласилась привезти указанную сумму, звонящий называет адрес, куда нужно приехать. Часто мошенники предлагают снять недостающую сумму в банке и сопровождают жертву лично. Мошенники стараются запугать жертву, не дать ей опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор с ней вплоть до получения денег.
После того как гражданин оставляет деньги в указанном месте или кому-то их передает, ему сообщают, где он может увидеть своего родственника или знакомого.
Рекомендации гражданам:
Первое и самое главное правило – прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если телефон отключён – связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Следует задать уточняющие вопросы, ответы на которые посторонним не известны. Спросить, из какого отделения полиции звонящий. После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда. Требование взятки является преступлением.

Телефонный номер-грабитель
Развитие технологий и сервисов мобильной связи упрощает схемы мошенничества. Приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной - помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с Вашей банковской картой и так далее. После того, как потерпевший перезванивает, долго держат на линии. В результате оказывается, что со счёта списаны крупные суммы.
Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
Совет гражданам: не звонить по незнакомым номерам.

Телефонные вирусы
Очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке...». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств с вашего счета.
Другой вид мошенничества выглядит так. При заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента абоненту приходит предупреждение вида: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер.... для подтверждения операции отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». При отправке подтверждения, со счета абонента списываются денежные средства. Существует множество вариантов таких мошенничеств.
Мошенники используют специальные программы, которые позволяют автоматически генерировать тысячи таких сообщений. Сразу после перевода денег на фальшивый счёт они снимаются с телефона.
Совет гражданам: не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS.

Простой код от оператора связи
Потерпевшему поступает звонок либо приходит SMS-сообщение якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть: предложение подключить новую эксклюзивную услугу; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения качества связи; для защиты от СПАМ-рассылки; предложение принять участие в акции от вашего сотового оператора.
Предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т.п. на самом деле код, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников. Как только его наберёт потерпевший, злоумышленник получает доступ к счёту.
Для граждан: любая упрощённая процедура изменения тарифных планов должна вызывать подозрение, необходимо перезванивать своему мобильному оператору по телефону горячей линии для уточнения условий или открыть соответствующие разделены на официальном сайте оператора (в мобильном приложении).

SMS-просьба о помощи
SMS-сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону. Такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Дополнительную опасность представляют упростившиеся схемы перевода денег на счёт. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
Пожилым людям, детям и подросткам следует объяснить, что на SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.

  

Разработанные материалы доступны для использования  по ссылке:

https://disk.yandex.ru/d/mxiJOisDRAXQgw